Наличие осенью
В V классе на основе наблюдений и несложных опытов учащиеся получают общее понятие о растении в целом.
После краткого введения о значении растений в жизни человека, народном хозяйстве и месте их в природе сообщаются элементарные сведения о ботанике как науке.
Затем учащиеся сосредоточивают внимание на цветковом растении и его органах.
Начало осени позволяет использовать живые цветущие растения, плоды и семена, рассмотреть их приспособления к распространению.
При изучении клетки обращается внимание на ее жизненные функции.
Ткани рассматриваются постепенно при изучении каждого органа растения; в конце V класса проводится сравнение и обобщение знаний о тканях растений ри этом программой разрешается после темы Клетка изучать до темы Семя тему Цветок и плод, поскольку наличие осенью живых цветков и плодов позволяет наглядно и практически изучить их.
Кроме того, и с научной стороны более правильно начинать рассмотрение индивидуального развития цветкового растения с процесса оплодотворения, а не с прорастания семени.
Дальнейшие темы программы предусматривают изучение органов растения -корня и листа: их макроскопического и микроскопического строения и функций.
Учащиеся знакомятся с обменом веществ и накоплением органического вещества, дыханием и питанием растений (минеральным и воздушным), И в связи с этим сообщаются элементарные сведения о водном, минеральном, тепловом и воздушном режиме выращивания растений.
Вегетативное размножение изучается после темы Стебель, что вполне правомерно, так как вегетативное размножение происходит преимущественно побегами подземными и наземными, ветками, почками и лишь у немногих растений почками, образующимися на листе и корне.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]