Учитель биологии
В данном случае вертикальную связь ботаники с неживой природой можно рассматривать, особенно если ее преподает учитель биологии, как внутрипредметную.
Внутрипредметные связи относятся к развитию биологических понятий и рассматриваются в следующей главе.
При изучении жизни животных по зоологии учитель тоже опирается на знания учащихся, полученные в курсе Неживой природы, о О, СО, воде при изучении дыхания, питания, обмена веществ животных.
По географии учащиеся получают много сведений о животных различных зон и континентов, дополняющих курс по зоологии.
Понимать плавание рыб помогает знание закона Архимеда из курса физики и т. д.
Связи школьной биологии с физикой и химией очень отчетливо выявляются в анатомии, физиологии и гигиене человека (см. таблицу на странице 82).
Но часто учащиеся нужными знаниями (по условиям программы физики и химии) не обладают.
Так, в программе по физике в VIII классе не изучаются разделы Оптика и Акустика, элементарные сведения из которых необходимы при изучении физиологии зрения и слуха.
Изучение тем Пищеварение, Обмен веществ требует опоры на химические знания о некоторых органических веществах (аминокислоты, мочевина, мочевая кислота, жирные кислоты, глицерин, солодовый сахар, глюкоза), которых химия к VIII классу не дает.
При таком положении вещей учитель продолжает работу, начатую им с учащимися еще в V классе при изучении вопросов о химическом составе растения, создании зеленым растением на свету углеводов и т. п.: разъясняя физиологические процессы, дает необходимые химические знания, забегая вперед по отношению к курсу химии, Могут быть весьма значительными связи анатомии, физиологии и гигиены человека q физической культурой.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]