Значительное внимание

Если необходимая основа слабо закладывается в V-VIII классах, то в IX-X классах приходится уделять значительное внимание ее возобновлению.

Из-за этого сокращаются возможности изучения обширного нового материала.

Например, понятие об изменчивости в IX классе развивается на основе представлений о явлении изменчивости, запас которых накопился у учащихся при изучении растений и животных.

В IX классе рассмотрение новых фактов при прохождении темы Дарвинизм обеспечивает возможность дать понятие об изменчивости как всеобщем свойстве живых организмов с дифференцировкой на модификации и мутации и последующим обобщением о закономерностях изменчивости.

Другим примером может служить развитие понятия о приспособленности организмов к условиям существования и ее относительном характере.

Элементы экологии включаются в содержание ботаники и зоологии при рассмотрении биологических особенностей растений и животных, а также биоценозов.

Следовательно, фактическая основа для понимания проблемы приспособленности у учащихся IX класса имеется.

В общей биологии они не только обогащаются знанием новых фактов о приспособленности, но и абстрагируют от фактов к общему понятию приспособленность, с которым связана вся история органического мира.

Изучают трактовку этой проблемы в разные, исторические эпохи.

В общей биологии многие понятия, носившие общебиологический характер при развитии их в предыдущих курсах, становятся специальными.

Вместе с тем специальные понятия, например, о строении, физиологии и экологии отдельных растений и животных преобразуются в общие, более широкие понятия.

Такой переход понятий из одного порядка в другой особенность развития понятий в курсе общей биологии.

< назад | далее >