Экологическая приспособленность
Наиболее доступными живыми объектами являются растения.
Их демонстрируют на уроках, ботаники и общей биологии.
Их всегда можно заготовить заранее на участке, в природе, живом уголке и дома.
Значительная часть уроков ботаники проводится наглядными методами.
Например, на уроке Видоизменения листьев экологическую приспособленность к уменьшению испарения воды листопадом, сокращение площади листовой пластинки опушением, восковым налетом и др. учащиеся могут распознать на живых растениях: монстере (влажные тропические леса Бразилии), камелии, алоэ (из пустыни Калахари Южной Африки), кактусах (из пустынь Мексики), хбое сосны, листьях коровяка и др. Живых животных демонстрируют на уроках зоологии, общей биологии и отчасти физиологии человека.
Наиболее удачными объектами для демонстрации в классе являются животные средней величины, преимущественно птицы и млекопитающие.
Их содержат в клетках, садках, а во время демонстрации переносят на стол.
Более мелких животных, например лягушек, ящериц, помещают в стеклянные банки или стаканы, завязанные марлей, и раздают на столы или показывают, проходя по классу.
В пробирках, заткнутых ватой, демонстрируют еще более мелких животных насекомых на разных стадиях развития, пауков.
Более крупные пособия, вроде чучел и скелетов, помещают на подставки, специально освещают; для четкой контрастности ставят белый или черный экран. Аналогично демонстрируются муляжи и модели.
Демонстрацию опытов или результатов их на уроке проводят во всех классах.
Опыты могут быть поставлены в разных вариантах в зависимости От оборудования и поручены разным учащимся.
Учащиеся зарисовывают постановку опыта, записывают выводы в тетради, например выделение зелеными растениями кислорода на свету, выделение углекислого газа прорастающими семенами.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]