Педагогический рисунок

Полезно также привлекать учащихся к чтению таблицы, т. е. к ее активному изучению, к рассказу по таблице, к описанию растений и животных и т. п.

Демонстрация таблицы при такой методике делает ее источником знаний.

Рисунок учителя на доске позволяет ему последовательнее и полнее изложить материал, а учащимся легче следить за мыслью учителя, в каждый данный момент сосредоточивая внимание на восприятии только той детали, о которой он говорит и которую рисует.

Особенное значение имеет педагогический рисунок на доске, обобщающий представления и отражающий сущность внешней стороны объектов или явлений, наблюдавшихся учащимися.

Такой рисунок шаг за шагом строится на глазах учеников, синхронно сопровождаемый изложением соответствующих определений или понятий.

Педагогическое рирование привлекает к работе зрение, слух и мускульное чувство руки.

Ученик одновременно слушает рассказ учителя, следит за движениями его руки, видит на классной доске рисунок, поясняющий слова учителя, и сам рисует в своей тетради, копируя рисунок.

В процесс работы учащийся вовлечен целиком. Показ предметов, вывешивание таблиц производится тоже синхронно в тот момент, когда учитель начинает о них говорить, тем самым привлекая внимание учащихся сразу.

Большое значение имеет систематическое приучение учащихся сопровождать ответы рисунком на доске.

Особенный интерес представляют коллективные рисунки, коллективное составление схем.

Например, один учащийся рисует поперечный разрез стебля, другой продольный, третий делает обобщающие надписи, показывая расположение слоев стебля.

При участии всего класса могут быть составлены сложные схемы по систематике, эволюции растительного и животного мира и др. Значительно ускоряет составление таких схем использование заранее заготовленных рисунков на кусках плотной бумаги.

< назад | далее >