Часть таблицы

В преподавании биологии большую роль играют самодельные нагладные пособия, демонстрирующие процесс.

Это или длинные развертывающиеся листы бумаги свитки, или динамические таблицы.

Они могут показывать, например, развитие лягушки, пшеницы, деление клеток, оплодотворение цветка и т. д.

В качестве свитка удобно использовать некоторые готовые таблицы, например, по общей биологии под ред. Ю. И. Полянского (М., Просвещение, 1972).

Таблица. Фотосинтез. Рассмотрев суммарное уравнение фотосинтеза, свертывают среднюю и правую части таблицы и объясняют строение молекулы хлорофилла, а также схему строения хлоропласта по левой части.

Свертывая таблицу слева и справа, разъясняют световую фазу фотосинтеза, изображенную посередине.

Свертывают левую и среднюю части, чтобы все внимание учащихся сосредоточить на разборе темновой фазы, данной справа.

Раскрыв всю таблицу, сравнивают обе фазы фотосинтеза.

В других случаях часть таблицы закрывают листом бумаги, постепенно сдвигая его в процессе объяснения (таблица 11 Митотическое деление клетки; таблица 13 Сперматогенез (А) и овогенез ; таблица 7 Редупликация молекулы ДНК. Синтез информационной РНК; таблица 30 Биоценоз дубравы и некоторые другие).

Приемы демонстрации готовых таблиц могут варьировать, раскрывая возможности более глубокой мыслительной работы учащихся К демонстрации кинофильмов на уроках необходимо готовить учащихся путем постановки перед ними вопросов, на которые они должны дать ответ после просмотра картины или части ее.

Такая подготовка организует и направляет внимание учащихся, сообщает просмотру фильма целенаправленность, возбуждает мысль и интерес учащихся к фильму.

< назад | далее >