Конкретное представление
Вместе с тем эта небольшая по времени практическая работа при методически правильном проведении ее позволит учащимся проделать ряд логических операций: сравнение, классификацию, обобщение и т.. д.
Темы Учение о клетке, Размножение и индивидуальное развитие можно лучше проработать с учащимися, если провести практические работы на уроках.
По этим темам возможны наблюдения под микроскопом за движением цитоплазмы в живых клетках (например, элодеи, традесканции); изучение явления митоза на окрашенных препаратах (корешках лука или других объектах); рассмотрение под микроскопом живых половых клеток лягушки, живородящих рыб или готовых препаратов половых клеток растений и животных; изучение способов вегетативного размножения растений.
Не менее важны практические работы при прохождении темы Основы генетики и селекции, например по углубленному изучению изменчивости, по построению вариационного ряда и вариационной кривой, нахождению среднего числа для признака и т. п.
Такие работы, проведенные на обширном материале, дают первое конкретное представление о статистических методах, применяемых в биологической науке, и законе больших чисел. Для работы можно рекомендовать клубни картофеля (подсчет числа глазков), бобы фасоли разных сортов (подсчет, взвешивание), листья клена, листья рябины, шиповника (число пар листочков).
Ознакомление учащихся с законами наследования успешно проходит при условии постановки опытов и наблюдений в живом уголке и последующего проведения практических работ на уроках по изучению результатов скрещивания.
Наиболее удобными объектами для этих целей служат живородящие рыбы и мухи дрозофилы.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]