Организация учащихся
Надо учесть, что первые из них дают более яркий материал (хотя и требуют значительно большего времени при постановке опыта), чем вторые, менее иллюстративные в силу своих мелких размеров, хотя и чрезвычайно быстро размножающиеся.
Например, скрещивание двух рас вида живородящих рыб лебистес расы с черным пятном на. спинном плавнике и расы, имеющей два красных пятна на теле,дает интересный материал по односторонней наследственности: большинство признаков окраски наследуется у них только по мужской линии.
Сцепленное с полом наследование можно наблюдать у другого вида плятипецилии,очень удобного для школьных опытов, так как мальки рождаются окрашенными.
Результаты скрещивания между расами, а также между видами живородящих рыб, проведенного учащимися в живом уголке, представляют интересный материал для практических работ.
Некоторые виды живородящих рыб могут быть использованы для проведения наблюдений за строением яичника с яйцеклетками, цитоплазмой в яйцеклетках, ядром и др.
Опыты с мухой дрозофилой по изучению наследственности не требуют сложного оборудования и быстро дают результаты, а поэтому должны широко войти в практику школы.
За материалом следует обращаться в генетические лаборатории и на кафедры генетики научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.
Опыты с посевным горохом по изучению законов Менделя, поставленные на учебном участке, оформленные в виде гербариев и рисунков, дают отличный раздаточный материал для практических работ.
Наконец, практические работы по общей бйологии иногда носят характер, приближающий их к математическим: решение генетических задач. В IX-X классах организация учащихся во время практической работы может быть такой.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]