Организация учащихся

Надо учесть, что первые из них дают более яркий материал (хотя и требуют значительно большего времени при постановке опыта), чем вторые, менее иллюстративные в силу своих мелких размеров, хотя и чрезвычайно быстро размножающиеся.

Например, скрещивание двух рас вида живородящих рыб лебистес расы с черным пятном на. спинном плавнике и расы, имеющей два красных пятна на теле,дает интересный материал по односторонней наследственности: большинство признаков окраски наследуется у них только по мужской линии.

Сцепленное с полом наследование можно наблюдать у другого вида плятипецилии,очень удобного для школьных опытов, так как мальки рождаются окрашенными.

Результаты скрещивания между расами, а также между видами живородящих рыб, проведенного учащимися в живом уголке, представляют интересный материал для практических работ.

Некоторые виды живородящих рыб могут быть использованы для проведения наблюдений за строением яичника с яйцеклетками, цитоплазмой в яйцеклетках, ядром и др.

Опыты с мухой дрозофилой по изучению наследственности не требуют сложного оборудования и быстро дают результаты, а поэтому должны широко войти в практику школы.

За материалом следует обращаться в генетические лаборатории и на кафедры генетики научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений.

Опыты с посевным горохом по изучению законов Менделя, поставленные на учебном участке, оформленные в виде гербариев и рисунков, дают отличный раздаточный материал для практических работ.

Наконец, практические работы по общей бйологии иногда носят характер, приближающий их к математическим: решение генетических задач. В IX-X классах организация учащихся во время практической работы может быть такой.

< назад | далее >