Проблемная ситуация





 Проблемная ситуация

Психологи считают проблему началом развития мысли. Великому педагогу Я. А. Коменскому это положение было тоже известно.

Учитель, писал он, при начале всякой работы заинтересовывает учеников или подстрекает их, поднимая вопросы, будет ли это относительно уже пройденного, чтобы, таким образом восстанавливая связь, перейти к подлежащему предмету, или относительно того, о чем он хочет толковать, чтобы ученики осознали свое невежество в этом отношении и с тем большим нетерпением ждали разъяснения вопроса Проблема (от греческого задача; буквально нечто, брошенное вперед) -сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.

Не следует всякий вопрос, поставленный перед учащимися, называть проблемой.

Необходимо обратить внимание на сложность проблемы и необходимость ее изучения, исследования для ее разрешения.

Следует отличать проблему от проблемной ситуации. Ситуация (от французского положение, обстановка) совокупность обстоятельств только позволяет возникнуть проблеме.

Проблемная ситуация возникает естественно и иногда неожиданно при коллективной работе в классе или во внеклассное врем:я, но может быть специально организована учителем в процессе преподавания.

При надлежащей ситуации и ставится проблема, которая затем разрешается учителем с учащимися.





Проблемно может быть построен урок или даже часть его: рассказ учителя, беседа, демонстрация, практическая работа.

Поэтому нельзя говорить о проблемном методе, так как каждый метод может быть проблемным, каждая форма учебной работы может быть построена проблемно.

И в данном случае мы можем говорить о проблемном построении урока и темы.

Не каждый урок может быть проблемным. Например, в курсе ботаники анатомический и морфологический материал по своей элементарности не дает возможности ставить проблему.

В начале урока или практической работы это только вопрос, физиологический или экологический материал уже позволяет ставить проблему, требующую более длительного изучения, наблюдений, эксперимента и умозаключений.

< назад | далее >