Следующая табличка

Примером может служить следующая табличка: Большое значение имеет сопоставление особенностей строения органов животных в соответствии с образом жизни, например скелета, сердца, органов дыхания, пищеварения, органов чувств у птиц, признаков рыбы и головастика.

Хорошим приемом учета знаний служит монтировка схем на доске из изготовленных рисунков или из пособия Н. М. Верзилина Демонстрационный материал по ботанике.

В ряде случаев в схеме возможно удачное комбинирование гербариев или зоологических объектов, удобных для прикрепления на доске, с рисунками.

Такие схемы рекомендуются по систематике растений в VI классе, систематике животных -в VII классе и те и другие-в IX-X классах.

С целью наиболее продуктивного использования времени й увеличения числа опрошенных учащихся можно проводить уплотненный опрос, т. е. спрашивать одновременно нескольких учащихся.

Один рассказывает по таблице, другой готовит в это время опыт для демонстрации при своем ответе, третий рисует на доске.

Например, в VII классе в тот момент, когда один из учащихся рассказывает об особенностях внутреннего строения лягушки, связанных с жизнью в воде, другой рисует схему ее кровеносной системы, а третий выписывает на доске признаки отличия лягушки от рыб чета знаний, в результате которого весь класс или значительная часть его получает оценки.

При таком беглом опросе особенно важно выдержать определенный логический строй вопросов, чтобы не разбивать цельность впечатления учащихся по данной теме.

Ответ на вопрос учителя может быть дан в течение 5-10 минут всем классом в форме рисунка с соответствующими надписями на листочках бумаги.

< назад | далее >