Сбора материала
Каждую экскурсию естественно начинать с определения места лес, болото, поле, луг, пустырь, парк по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения.
При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.
Восприятию красот природы помогут художественные образы из литературы.
Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные с натуралистической точки зрения определения растений и животных, признаки, присущие времени года.
Поэтических описаний природы много у Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, А. К. Толстого и у современных поэтов П. Комарова, Вс. Рождественского и др.
На биологической экскурсии уместно приведение лишь небольших отрывков в соответствующих местах для более эмоционального восприятия красоты природы.
Необходимо соблюдать меру и такт, чтобы биологическая экскурсия не превращалась в экскурсию по литературе с хоровой декламацией стихов.
Таким введением уточняют место и время наблюдений и затем сбора материала.
Каждое природное образование и весь ландшафт в целом рассматриваются в развитии, изменении.
Например, по соотношению разнотравья, рыхлокустовых и плотнокустовых злаков на лугу можно установить, какой он молодой, зрелый или уже старый, с признаками заболачиваемости.
Нужно наметить и перспективу использования и улучшения данного места.
Отмечается возникновение елового леса на месте соснового или березового.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]