Сбора материала

Каждую экскурсию естественно начинать с определения места лес, болото, поле, луг, пустырь, парк по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения.

При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.

Восприятию красот природы помогут художественные образы из литературы.

Русские поэты любили природу, были наблюдательны и дали в своих стихотворениях очень образные и точные с натуралистической точки зрения определения растений и животных, признаки, присущие времени года.

Поэтических описаний природы много у Пушкина, Тютчева, Фета, Майкова, А. К. Толстого и у современных поэтов П. Комарова, Вс. Рождественского и др.

На биологической экскурсии уместно приведение лишь небольших отрывков в соответствующих местах для более эмоционального восприятия красоты природы.

Необходимо соблюдать меру и такт, чтобы биологическая экскурсия не превращалась в экскурсию по литературе с хоровой декламацией стихов.

Таким введением уточняют место и время наблюдений и затем сбора материала.

Каждое природное образование и весь ландшафт в целом рассматриваются в развитии, изменении.

Например, по соотношению разнотравья, рыхлокустовых и плотнокустовых злаков на лугу можно установить, какой он молодой, зрелый или уже старый, с признаками заболачиваемости.

Нужно наметить и перспективу использования и улучшения данного места.

Отмечается возникновение елового леса на месте соснового или березового.

< назад | далее >