Задание собрать

Животные живут среди определенных растений, на определенных деревьях.

Устанавливаются пищевые связи, цепи питания в животном мире, причины переселения в связи с сезонными изменениями.

Конкретные представления о взаимосвязях организмов, особенно углубляемые и обобщаемые на экскурсиях по общей биологии, подводят учащихся к диалектическому пониманию явлений в природе.

В таком духе не только проводится объяснение учителем, но и составляются задания для самостоятельных наблюдений учащихся.

При наблюдениях определяется общая площадь и отдельные пробные площадки для каждой группы исследователей.

В заданиях для самостоятельных наблюдений следует требовать измерений и определений, а также описаний, зарисовок и сбора живого материала.

К точным, подлинно натуралистическим наблюдениям должна приучать и сама форма заданий, концентрирующая внимание учащихся на главном и требующая кратких, но конкретных данных результата проведенной работы.

Примером могут служить такого рода задания-таблички на экскурсии по ботанике: Учащиеся в лесу и на лугу выделяют пробную площадку в 1 м (накладывая приготовленную из планок рамку или вымеряя лентой и вбивая колышки с натянутой веревкой) и высчитывают количество типичных видов растений, всходов деревьев, видов насекомых и т. п. в зависимости от темы экскурсии и задания.

Задания отдельным группам учащихся могут быть разные.

Так, на ботанической экскурсии одна группа исследует строение почвы, другая состав характерных для данного ценоза растений, третья способы размножения и расселения растений, четвертая приспособленность к условиям жизни и т. п.

На зоологической экскурсии по изучению водоема одной группе дается задание собрать животных, находящихся на поверхности воды, другой на водных растениях, третьей добыть их со дна водоема и т. д.

< назад | далее >