Сельскохозяйственное производство
На экскурсии обращается внимание на приспособленность к среде водорослей, грибов, лишайников, мхов, папоротникообразных и цветковых.
Учащиеся могут самостоятельно собрать коллекции растений с разных субстратов и провести при этом наблюдение над их распространенностью, изменчивостью форм и связью их со средой.
Экскурсия по зоологии. Зоологические экскурсии в VI и Vl классах можно разделить на экскурсии, проводимые в природу (2 весной и 1-осенью), в сельскохозяйственное производство и в музей или зоопарк.
Особенно важно провести комплексную заключительную экскурсию по всему курсу зоологии.
Экскурсии по зоологии в природу имеют существенные отличия от экскурсий по ботанике.
Трудно находить млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и рыб и их местообитание вследствие их большой подвижности и осторожности.
Более доступны лягушки, водные насекомые, вредители растений, муравьи.
Детально разработаны экскурсии по отдельным группам животных.
В практике школ чаще проводятся экскурсии в сельскохозяйственное производство (вредители садовых и овощных растений, молочная и птицеводческая фермы), зоопарк, краеведческий музей, т. е. места с определенным составом животных.
Экскурсии же по зоологии в природу, несмотря на некоторые трудности, имеют громадное познавательное и воспитывающее значение.
На этих экскурсиях учащиеся, связывая животный мир с миром растений и почвой, получая представления о биогеоценозах, приобретают элементы материалистического понимания природы.
В конце VI класса в экскурсию по ботанике Жизнь растений в лесу нужно включить и материал по зоологии, например провести наблюдения за дождевыми червями.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]