Чтение текста
Основное в работе учащихся над учебником понимание прочитанного, что достигается прежде всего умением читать логически, правильно делать логические ударения, отделять положения от доказательств и иллюстраций, выводы от предпосылок. Значительно активизируют работу ученика вопросы, помещаемые в учебниках после параграфов или глав.
Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает учащимся вопросы.
Среди вопросов, помещаемых в учебнике, а также задаваемых учителем, особенно важны те, которые требуют сравнений, при условии, что из года в год они становятся все более сложными и нуждаются в VIII-X классах в широких обобщениях.
Сравнения основываются не только на тексте книги, но и на материале непосредственных наблюдений учащихся.
В Уклассе сравнения наиболее просты и сводятся к сопоставлению одной формы с другой или одного признака объекта с другим и т. д.
В VI классе сравнения становятся более многогранными и развернутыми.
Учащиеся основываются уже не только на материале данного года обучения, но и предшествующего, V класса.
Дальнейшее усложнения сравнений происходит в VII классе и еще больше в VIII, когда учащиеся сопоставляют зоологический материал с анатомо-физиологическим о человеке.
Сравнения в IX-X классах приводят к еще большим обобщениям, индуктивным умозаключениям.
Домашние задания, имеющие целью заставить ученика сопоставить и сравнить, отметить сходственные и отличительные признаки, хорошо развивают осмысленное чтение текста.
В связи с такого рода заданиями учащимся предлагают заполнить таблички.
Например, в V классе составляют табличку: В преподавании зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека и в особенности общей биологии, часто возникает необходимость обратиться к знаниям учащихся, накопленным в предшествующих классах.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]