Чтение текста

Основное в работе учащихся над учебником понимание прочитанного, что достигается прежде всего умением читать логически, правильно делать логические ударения, отделять положения от доказательств и иллюстраций, выводы от предпосылок. Значительно активизируют работу ученика вопросы, помещаемые в учебниках после параграфов или глав.

Вместе с тем учитель сам составляет и предлагает учащимся вопросы.

Среди вопросов, помещаемых в учебнике, а также задаваемых учителем, особенно важны те, которые требуют сравнений, при условии, что из года в год они становятся все более сложными и нуждаются в VIII-X классах в широких обобщениях.

Сравнения основываются не только на тексте книги, но и на материале непосредственных наблюдений учащихся.

В Уклассе сравнения наиболее просты и сводятся к сопоставлению одной формы с другой или одного признака объекта с другим и т. д.

В VI классе сравнения становятся более многогранными и развернутыми.

Учащиеся основываются уже не только на материале данного года обучения, но и предшествующего, V класса.

Дальнейшее усложнения сравнений происходит в VII классе и еще больше в VIII, когда учащиеся сопоставляют зоологический материал с анатомо-физиологическим о человеке.

Сравнения в IX-X классах приводят к еще большим обобщениям, индуктивным умозаключениям.

Домашние задания, имеющие целью заставить ученика сопоставить и сравнить, отметить сходственные и отличительные признаки, хорошо развивают осмысленное чтение текста.

В связи с такого рода заданиями учащимся предлагают заполнить таблички.

Например, в V классе составляют табличку: В преподавании зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека и в особенности общей биологии, часто возникает необходимость обратиться к знаниям учащихся, накопленным в предшествующих классах.

< назад | далее >