Перегрузка уроков
В практике школ распространены контрольные работы по биологии, но вопросы ставятся таким образом, что, отвечая на них, учащиеся пишут целые сочинения, расплывчатые, многословные, без выделения существенного, и по существу непроизводительно тратят время.
Контрольные работы должны быть краткими 5-10-минутными, в виде маленького чертежа, схемы, рисунка с поясняющими надписями.
В сочетании с устным опросом и другими способами учета знаний учитель прибегает и к программированному.
Из нескольких предложенных ответов учащиеся выбирают те, какие находят правильными.
Контрольные вопросы могут быть и обобщающими после изучения большого раздела, но в виде таблички, которую нужно заполнить. Таблички могут быть использованы из числа тех, что приведены по всем курсам для детской школы.
Однако перегрузка уроков заполнением табличек приводит к формализму в преподавании.
В практике приходится иногда наблюдать, что учитель не столько стремится разъяснить, сравнить, рассмотреть изучаемые факты и закономерности, сколько спешит заполнить таблички одну за другой.
Много времени подчас напрасно тратится на беседы и дискуссии по вопросам, еще неизвестным учащимся: Как, по вашему мнению, будет идти эволюция пресмыкающихся?, Докажите, что эта статья в учебнике написана с диалектических позиций и т. п.
Конечно, взрослый человек может в какой-то мере рассуждать о неизвестном для него явлении и предмете.
Но следует ли тратить на это считанные часы и силы учащихся в вечерней школе? Лучше это время сберечь для получения конкретных знаний.
Беседы уместны на обобщающих уроках по хорошо знакомому материалу с учащимися, подготовленными по предварительным вопросам и заданиям, повторившими пройденный материал и продумавшими свой нужный для этого производственный опыт.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]