Отдел биологии
Но важно предусмотреть перспективу его развития в педагогической системе.
При наличии большой территории, которую освоить и обработать силами учащихся летом нет возможности, можно, кроме указанных отделов с опытами и коллекциями отвести значительную часть под разбивку пейзажного сада, на площади которого разместить отдел биологии с посадками на рабатках, вдоль дорожек, в куртинах, на клумбах и на газоне.
В практике школ учебно-опытный участок нередко используется односторонне: превращается в плодовый сад, декоративный участок, в огород или же служит для опытов юннатов только по заданиям научных учреждений, часто не связанных со школьной биологией.
Такой участок не оправдывает своего педагогического назначения.
А между тем еще в 1941 году М. И. Калинин, выступая перед учительством, четко определил цель пришкольных участков: Мне кажется, что успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, хотя это для нас отнюдь не безразлично, а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т. е., насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились к работе...
И потому учитель, занимающийся с ребятами на опытном пришкольном земельном участке, должен не только понимать элементарные основы агрономии, но и быть вместе с тем педагогом К Благоустройство участка. Чтобы осуществить всю систему посадок, требуется площадь от 0,25 до 0,5 га.
Небольшой участок проще организовать и содержать в большем порядке, легче производить работы на нем.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]