Отдел биологии

Но важно предусмотреть перспективу его развития в педагогической системе.

При наличии большой территории, которую освоить и обработать силами учащихся летом нет возможности, можно, кроме указанных отделов с опытами и коллекциями отвести значительную часть под разбивку пейзажного сада, на площади которого разместить отдел биологии с посадками на рабатках, вдоль дорожек, в куртинах, на клумбах и на газоне.

В практике школ учебно-опытный участок нередко используется односторонне: превращается в плодовый сад, декоративный участок, в огород или же служит для опытов юннатов только по заданиям научных учреждений, часто не связанных со школьной биологией.

Такой участок не оправдывает своего педагогического назначения.

А между тем еще в 1941 году М. И. Калинин, выступая перед учительством, четко определил цель пришкольных участков: Мне кажется, что успехи опытных пришкольных земельных участков надо измерять не голой цифрой собранного урожая, хотя это для нас отнюдь не безразлично, а тем, каков их педагогический эффект в общей системе обучения и воспитания школьников, т. е., насколько они повысили качество учебы, насколько ученики старших классов научились работать и насколько ученики младших классов приучились к работе...

И потому учитель, занимающийся с ребятами на опытном пришкольном земельном участке, должен не только понимать элементарные основы агрономии, но и быть вместе с тем педагогом К Благоустройство участка. Чтобы осуществить всю систему посадок, требуется площадь от 0,25 до 0,5 га.

Небольшой участок проще организовать и содержать в большем порядке, легче производить работы на нем.

< назад | далее >