Костер на площади Сален-1

"Я никогда не отказывался от любого случая, - писал он впоследствии, - обучаться чему-нибудь...

уверенный, что мы знаем гораздо меньше по сравнению с тем, чего мы не знаем! "XVI столетие в Европе было бурным.

Складывались новые, капиталистические отношения, идущие на смену феодальным. Многое из того, что недавно считалось.

незыблемым, вдруг стало шатким. Рушились, казалось бы, непоколебимые истины, зрели новые идеи, вызванные изменениями в жизни государства и народов.

Церковь уже не могла сдержать "брожения умов". Ее беспредельная власть над духовным миром людей кончилась навсегда.

Правда, духовенство не отказалось от своих методов борьбы со свободомыслием. Оно предавало анафеме тех, кто выступал против вековых установлений церкви.

Как и прежде, подвергались преследованиям передовые мыслители. Как и прежде, свирепствовала инквизиция, беспощадно расправляясь с каждым, на кого падало подозрение в ереси.

Однако процесс раскрепощения мысли остановить уже было нельзя. В этот период широкую популярность, особенно среди молодежи, приобрели философские учения, которые долгие годы находились под запретом, были объявлены католическими церковниками еретическими.

Несколько столетий запретным было учение арабского мыслителя Ибн Рошда, или Аверроэса, жившего еще в XII столетии. Ратуя за независимость научного познания от религии, он провозгласил, что истины науки существуют самостоятельно, следовательно, наука должна идти своим путем, а не быть служанкой богословия.

Однако этого было достаточно, чтобы папа Лев X публично проклял Ибн Рошда и его последователей.

<<< Назад | Далее >>>